Get Adobe Flash player

Планирование давно уже считается неотъемлемой частью управления бизнесом вне зависимости от его размера — будь то небольшой магазин или производство с целым штатом сотрудников. Планирование помогает менеджменту предприятия выстроить путь от текущих ресурсов предприятия к задачам его будущего развития. Без планирования управленческие решения принимаются стихийно, ресурсы используются неэффективно, задачи, поставленные собственниками, не выполняются. И, наоборот, налаженная система планирования позволяет менеджменту предприятия: а) отслеживать эффективность действий (как они влияют на результат); б) стимулировать исполнителя выполнять возложенные на него задачи; в) обеспечивать коммуникацию между менеджментом, сотрудниками и владельцами бизнеса. Цель данной статьи — предложить систему планирования, способную обеспечить решение всех вышеперечисленных задач, а самое главное — в конечном итоге увеличить нераспределенную прибыль предприятия. Речь пойдет о системе ежедневного расчета прибыли (ЕРП).

Прибыль каждый день
С управленческой точки зрения любой бизнес представляет собой статистику, которая отражает трансформацию конечного результата одних бизнес процессов в другой. Так, например, количество заказов есть не что иное как количество обращений, умноженное на коэффициент конверсии, выручка — количество заказов, умноженное на средний чек, маржинальный доход — выручка, умноженная на норму маржи, прибыль — маржинальный доход, умноженный на норму прибыли. Все перечисленные множители — это статистические мультипликаторы (СМ), которые отражают процент трансформации одного результата в другой. СМ обычно рассчитываются по результатам каждого отчетного периода и сверяются с данными за прошлый период для получения динамики изменения. Использование СМ в финансовом управлении позволяет внедрить систему планирования прибыли, которая будет рассчитывать прибыль каждый день. Как это работает? Расходная часть любого бизнеса состоит из переменных расходов (по сути себестоимость продаж) и постоянных расходов (расходы на функционирование предприятия). Если переменные расходы зависят от выручки, то постоянные расходы из месяца в месяц отличаются не значительно. Чтобы придать постоянным расходам еще больше постоянства, мы можем применить «выравнивание»: забейте в бюджет значения по расходам, которые следует выровнять, 10-20% выше среднего значения. Это превышение создаст буфер, который будет компенсировать временное превышение бюджета постоянных расходов в «тощие» месяцы, и восполняться в последствии за счет «тучных» месяцев. Например, в летние месяцы коммунальные расходы составляют 2 млн руб в месяц, в зимние — 4 млн, поэтому мы устанавливаем среднемесячные отчисления на оплату коммунальных платежей 3 млн рублей, что позволяет нам за летний период накопить достаточную денег для покрытия превышения сверх лимита в зимние месяцы.

Узнать больше о бюджетировании >>>

Теперь, когда мы знаем сумму постоянных расходов предприятия и знаем, что эта сумма не меняется из месяца в месяц, мы можем рассчитать, сколько денег нужно зарабатывать в день, чтобы иметь достаточно средств для оплаты постоянных расходов. Для этого нам необходимо разделить среднедневное значение постоянных расходов (сумма расходов, деления на количество дней в месяце) на значение нормы маржи, выраженной в процентах. Например, постоянные расходы магазина составляют 3K$ в месяц, среднедневное значение при 30 рабочих дней в месяце — 100$ в день. Норма маржи магазина составляет 20% (напомню, это означает, что из каждой 1K$ выручки переменные расходы составляют 800$), следовательно, для того, чтобы покрыть такую сумму расходов, за день необходимо продать товаров и услуг на 100$ / 20% = 500$. Полученное значение выручки образует уровень безубыточности предприятия: если дневная выручка предприятия оказалась меньше уровня безубыточности, предприятие закрывает день с убытком для себя, который предстоит покрыть из выручки следующего дня. Если предприятие закрывает день выше уровня безубыточности, это означает, что за текущий день оно получило прибыль. Таким образом, система ЕРП позволяет свести запланированный на месяц результат по прибыли к ежедневному значению выручки, которое доводится исполнителям в виде объема продаж. Все, что необходимо делать менеджменту — следить за тем, чтобы каждый день закрывался в плюсе, тогда предприятие гарантированно закроет месяц с прибылью, а если по итогам работы вырисовываптся минус — думать, как налечь на весла. Это позволяет успешно применять ЕРП для организации планирования. Но это далеко не все, на что способна ЕРП.

Коммуникации
Система ЕРП позволяет обеспечить согласованность действий различных групп участников бизнеса — сотрудников, менеджмента, и его владельцев. Владельцы доводят план по прибыли, менеджмент использует ЕРП для расчета объема ежедневных продаж, сотрудники делают объем, ориентируясь на конкретный план.

Стимулирование и мотивация
Эффективная система планирования должна связывать конечную цель (увеличение прибыли) с стимулированием исполнителей. Только при наличии такой связи планирование будет работать. Даже самая замечательная стратегия останется на бумаге, если в планировании не будут учтены интересы исполнителей. Только тогда, когда вектор реализации стратегии и мотивации сотрудников совпадают, планирование дает результат. Давайте рассмотрим, как реализуется данная взаимосвязь в  системе ЕРП. У каждого сотрудника есть оклад, который относится к постоянным расходам бизнеса. Второй источник вознаграждения сотрудников целесообразно привязать к превышению уровня безубыточности, чтобы сотрудник стремился сделать такой объем продаж, который позволил бы закрыть день в плюсе. Если продажи не являются непосредственной задачей сотрудника, то вторую часть вознаграждения можно реализовать за счет а) бюджета постоянных расходов; б) % переменных расходов. Первый источник подойдет для стимулирования сотрудников, которые могут повлиять на уменьшение бюджета постоянных расходов: например, при расчете бюджета постоянных расходов вы заложили бюджет на маркетинг 1000$ в месяц в расчете на 200 обращений, и если отдел маркетинга сумеет выполнить план по обращениям расходов за меньший бюджет или перевыполнить план, оставаясь в рамках бюджета, он получает премию в виде % от выгоды.  Второй источник работает по тому же принципу, но вводится для тех сотрудников, которые могут повлиять на переменные расходы (снабжение, доставка). В отношении менеджмента целесообразно установить ступенчатую систему вознаграждения: а) оклад (постоянные расходы), б) премия за выполнение плана, в) премия за превышение плана. Таким образом такая система стимулирования позволяет обеспечить взаимную заинтересованность в результате всех участников бизнеса.

Что делать если день по ЕРП слишком часто закрывается в минусе?
Наиболее частые причины: а) слишком высокая планка ежедневного плана по выручке, б) ограничение по обращениям, конверсии или среднему чеку. Первая причина может быть вызвана а) слишком большими постоянными расходами (бизнес просто не может тянуть перегруженную телегу расходов), в) завышенными ожиданиями владельцев по прибыли. В первом случае проблема лечится ревизий расходов: в 90% случаев перегруженность вызвана высокими расходами на оплату труда и внесением в состав постоянных расходов необязательных расходов,  от которых можно отказаться без серьезного ущерба для бизнеса. Во втором случае рекомендую пересмотреть план и делать увеличение прибыли более плавным. Если рекомендованные решения не подходят, вам необходимо проанализировать ваш бизнес на наличие ограничений.

Узнать больше о влиянии ограничений на прибыль бизнеса >>>

Как  снять перегруженность, вызванную высокими расходами на оплату труда?
Разбейте фиксированное вознаграждение сотрудников и менеджмента на основное и премиальные таким образом, чтобы основное было меньше первоначального, а основное с учетом премиального было выше первоначального. Это позволит сократить постоянные расходы, что снизит порог безубыточности, и повысит заинтересованность сотрудника и менеджмента в достижении запланированного результата.

Как увеличить прибыль с помощью системы ЕРП?
Главное — поэтапность и стимулирование. Запланируйте результат, который реально достичь к концу месяца, объясните сотрудникам и менеджменту как введение системы позволит им увеличить свои доходы. Самая главная задача первых месяцев внедрения — увидеть, как работает система в действии, чтобы все частники бизнеса прониклись ей и стали работать как единое целое.

Заключение
Таким образом, система ЕРП способна стать ценным инструментом в управленческом арсенале менеджмента, позволяющим повысить эффективность планирования, объединить интересы всех участников бизнеса, создать действенную систему стимулирования сотрудников. Использование ЕРП позволяет установить связь между нераспределенной прибылью предприятия и ежедневным объемом продаж, в результате чего задача по увеличению прибыли разбивается на простые пошаговые действия, понятные конечному исполнителю.

Заказать разработку и внедрение технологии по специальной цене >>> 

Читать другие статьи по теме:

Устранение ограничений >>>

Движение денежного потока в бизнесе >>>

Оценка стоимости малого бизнеса >>>

Поделиться

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Облако меток
Подписка