Get Adobe Flash player

Когда возможности для ведения бизнеса на базе текущего юридического лица исчерпаны, образуется ситуация, когда бизнес уже не работает, а юридическое лицо еще остается, требуя затрат на его содержание и своевременной сдачи отчетности. Что делать в такой ситуации? Есть ли альтернативы ликвидации юридического лица? И как подготовить юридическое лицо к ликвидации, чтобы в последствии избежать многих подводных камней? Обо всем этом мы и поговорим с вами в данной статье.

Ликвидация: когда, зачем, сколько
Ликвидация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прекращение деятельности предприятия, реализацию его балансовой стоимости, уведомления и расчет с кредиторами, проверку по правильности начисления и уплаты налогов и и взносов по социальному страхованию, закрытие расчетного счета, сдачу документов в архив, исключение юридического лица из ЕГР. Ликвидация имеет смысл, когда предпринимательская  деятельность на  базе юридического лица не ведется и не планируется вестись в обозримом будущем, или когда владелец сам инициирует закрытие юридического лица, если не видит больше возможностей для его использования. Побудить владельца инициировать ликвидацию предприятия может налоговая инспекция — при отсутствии движения по расчетному счету предприятия свыше 2-3 лет.  Так как ликвидация юридического лица мероприятие не из дешевых (стоимость услуги с выполнением функции ликвидатора начинается от 500$) и достаточно продолжительное по времени (от 2 до 6 месяцев), в определенных случаях можно использовать альтернативные способы упразднения юрлица: а) выйти из состава учредителей через продажу доли или предприятия целиком; б) реорганизовать юридическое лицо путем его присоединения к другому юридическом лицу.

Реорганизация как альтернатива ликвидации
Реорганизация путем присоединения является более дешевым и быстрым способом упразднения юридического лица, но данное решение, как вы уже могли заменить, требует наличия действующего юрлица, что накладывает определенные ограничения на его использование. Также необходимо учитывать, что активы и обязательства присоединяемого юрлица подлежат постановке на учет в бухгалтерском балансе юридического лица, к которому осуществляется присоединение, в связи с чем может понадобится оздоровление бухгалтерского баланса (реализация некоторых активов или погашение некоторых обязательств).

Приостановка деятельности (перевод предприятия в «спящее» положение)
Если вы не исключаете возможности возобновления предпринимательской деятельности на базе юридического лица, не стоит спешить с его ликвидацией, иначе может получится ситуация, когда вы сначала понесете расходы на ликвидацию прежнего предприятия,  затем — на  открытие нового. Всех этих расходов можно избежать,  если перевести старое предприятие в «спящее» положение, чтобы затем воспользоваться им для предпринимательской деятельности. На мой взгляд, ликвидировать предприятие необходимо в одном случае — когда вы точно знаете, что оно вам больше не понадобится. Во всех иных случаях я рекомендую использовать возможность приостановить деятельность предприятия, что означает перевод юридического лица в положение, когда его содержание требует минимальных расходов, а сдача отчетности сводится к заполнению нулевых форм. В таком положении  предприятие может висеть от 1 до 3 лет, пока не будет ликвидировано, или пока его деятельность не будет возобновлена. Однако необходимо иметь в виду, что при переводе предприятия в «спящее» положение необходимо привести в порядок бухгалтерской учет (при необходимости провести аудит, проверить правильность начисления налогов, подать уточненные отчеты, вывести помесячно оборотно-сальдовую ведомость), документы по личному составу, документы по основной деятельности,  документы основания для проведения платежей (накладные, акты и прочее). Это позволит подвести черту под прежней деятельностью и быть готовыми для проведения любой проверки, ликвидации, реорганизации,  передаче дел при его продаже. То же самое рекомендуется сделать, если вы решили сразу ликвидировать юридическое лицо: лучше потратьте месяц на приведение всех дел в порядок, чем иметь «риск», что ликвидируемое предприятие зависнет где-нибудь на проверке.

Предварительный аудит при ликвидации
Проведение предварительного аудита (в данном случае под аудитом мы будем понимать проверку полноты данных бухгалтерского учета, оздоровление баланса предприятия, предварительную работа по сокращению дебиторов-кредиторов, увольнение сотрудников, сдачу форм ПУ, проверку полноты и правильности расчета налогов и взносов по социальному страхованию и прочие мероприятия) позволят подготовить предприятие к ликвидации и позволяет упредить многие нарушения, которые могут быть выявлены в ходе проверок.

Как произвести ликвидацию?
Алгоритм проведения ликвидации достаточно подробно раскрывается в любой правовой информационно-справочной системе типа «Консультант Плюс», поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом. Отметим лишь только, что для проведения ликвидации назначается ликвидатор, к которому переходят полномочия директора, а сам директор юрлица увольняется. Законодательство устанавливает определенные требования к назначению ликвидатора — ликвидатором не может быть назначен учредитель, директор, кредитор или дебитор ликвидируемого предприятия, что вынуждает владельцев предприятия прибегать к помощи третьих лиц. Большое значение для ликвидации имеет профессионализм ликвидатора, который — если он недостаточно опытен — может допускать ошибки, повышающие стоимость ликвидации и затягивающие ее сроки, или — если ликвидатор достаточно компетентен в процедуре ликвидации — может повлиять на то, чтобы предприятие было ликвидировано с минимальными дополнительными расходами (избежать штрафных санкций) и за срок в 3-4 месяца. При выборе услуги по ликвидации предприятия обязательно уточняйте, предполагает ли оказание услуги, что исполнитель будет выполнять функции ликвидатора — часто юридические фирмы делают только юридическую часть работы и дальше снимают с себя ответственность за процесс ликвидации.

Заключение
Таким образом, перед тем, как принять решение о ликвидации предприятия, поинтересуйтесь возможностью применить выход из состава его учредителей или реорганизовать его в виде присоединения к другому юридическому лицу  - это позволит вам упразднить ненужное предприятие дешевле и быстрее. Если вы не исключаете возможности возобновления предпринимательской деятельности на базе предприятия — рассмотрите вариант приостановки деятельности (перевод в «спящий» режим). Если же ни одна из описанных альтернатив вас не устроила или в вашем случае предприятие необходимо именно ликвидировать, не спешите сразу принимать решение — проведите предварительный аудит предприятия для его подготовки к ликвидации. Внимательно подходите к выбору ликвидатора — от его профессионализма и опыта зависит насколько гладко и быстро будет ликвидировано предприятие.

Остались вопросы? Получить бесплатную консультацию >>> 

Читать другие статьи по теме:

Движение денежного потока в бизнесе (теория финансовых потерь) >>> 

Система ежедневного расчета прибыли малого бизнеса >>> 

Как оценить стоимость малого бизнеса? >>>

Поделиться

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Облако меток
Подписка