Get Adobe Flash player

В наше время любой собственник бизнеса так или иначе задается вопросом о том, как повысить управляемость бизнеса, увеличить его нераспределенную прибыль, минимизировать влияние факторов, в силу которых результаты работы предприятия остаются неустойчивыми. Все эти задачи решает управленческий учет.

Что такое управленческий учет?

Управленческий учет — это система сбора, организации и интерпретации информации о деятельности предприятия для эффективного управления его результатом и стоимостью. Благодаря внедрению управленческого учета результат работы предприятия перестает быть случайным, а становится измеряемым и управляемым. Это своего рода система управления кораблем, благодаря которой корабль плывет согласно намеченного маршрута, а не по принципу «куда вынесет». Управленческий учет позволяет: а) определить текущий результат деятельности предприятия; б) выяснить причину, по которой получен текущий результат; б) понять, как через управление повлиять на результат; в) оперативно реагировать на изменение результата, добиваясь его соответствия намеченному плану.

Внедрение управленческого учета. С чего начать?

Чтобы построить устойчивый дом, что называется на века, необходимо заложить прочный фундамент. При внедрении управленческого учета таким фундаментом является система сбора и организации информации (collection and processing system, сокращенно CPS). Если CPS не будет воплощена на операционном уровне работы предприятия, в ежедневном цикле работы сотрудников, система управленческого учета будет зданием, построенным на песке. Упрощенно, разработка CPS выглядит так: 1) описание бизнес-процессов предприятия, начиная от обращения клиента, заканчивая выдачей товара (передачей оказанной услуги); 2) разработка процедур и стандартов, которыми должны руководствоваться сотрудники для осуществления бизнес-процессов; 3) встраивание в процедуры и стандарты системы ввода первичных учетных данных. Иными словами, реализованная CPS должна выглядеть как комплекс процедур и стандартов, вследствие ежедневной реализации которых осуществляется сбор и организация первичных учетных данных по всем произошедшим операциям по каждой операции, будь то движение денег или товара. Для сбора и организации первичных учетных данных используются различные системы учета от простейших, реализованных в Microsoft Excel, до специальных — типа 1С: Управление торговлей.

Второе обязательное условие устойчивости здания управленческого учета — обеспечение достоверности первичных учетных данных, введенных в систему учета. Учитывая, что ввод первичных данных осуществляется в процессе операционной деятельности и служит основой для последующей интерпретации полученных данных, необходимо создать систему, которая контролировала бы достоверность первичных данных, т.е. выполняла бы функции аудита по критериям а) полноты первичных данных (все ли операции отражены в системе учета), б) правильности первичных данных (все ли данные введены верно). Такая система называется системой контроля и аудита (control and audit system, далее - CAS). CAS выглядит как процедура контроля первичных данных, которая ежедневно выполняется бухгалтером предприятия. Таким образом, внедрение CPS и CAS позволяет обеспечить наличие достоверных данных, организованных в системе учета и готовых для последующей интерпретации.

Разделение учета: бухгалтеру — бухгалтерский, директору — управленческий

После того, как мы получили первичные учетные данные, организованные в информационную систему, мы можем создавать систему их интерпретации. Это позволяет решить важную управленческую задачу: разделить бухгалтерский и управленческий учет. Однако прежде, чем объяснить принцип разделения учета, следует обратить внимание на причины, которые вызывают необходимость такого разделения. Раньше преобладало мнение, что управленческий учет должен создаваться на основе бухгалтерского учета, однако такая практика приводила к тому, что за пределами управленческого учета оставались важные для управления предприятием вопросы. Как оценить эффективность маркетинга, если бухгалтерский учет начинает «видеть» заказ только тогда, когда за него заплатили деньги или товар выбыл из склада? Как оценить нематериальные активы предприятия, если бухгалтерский учет описывает и фиксирует только то, что можно посчитать и измерить? Как добиться большей вовлеченности сотрудника в процесс повышения эффективности работы предприятия, если так сложно проследить связи между каждодневной работой сотрудника и оборотами по счетам бухгалтерского учета?

Лучшее решение, на мой взгляд, — рассматривать бухгалтерский и управленческий учет как два различных способа интерпретировать одни и те же данные. Почему бы не сделать так, чтобы на базе одних и тех же данных формировался план счетов так, чтобы бухгалтер закрывал каждый рабочий день в соответствиями с правилами бухгалтерского учета, а управляющий выводить свою панель инструментов (KPI по различным направлениям, план / факт нераспределенной прибыли, стоимость нематериальных активов)? Ведь такая система наиболее соответствует принципу «и волки сыты, и овцы целы». А ведь такая система способна не только интерпретировать данные по алгоритмам управленческого и бухгалтерского учета, но  и возвращать информацию в «цех», где «куются мечи» — представлять менеджерам обратную связь от их каждодневной работы, вплоть до того, чтобы ежедневно рассчитывать их доход. Как вы думаете, если реализовать такую систему, стоит ли переживать по поводу того, что ваши сотрудники будут работать сквозь рукава?

Упрощенно, система интерпретации данных (data interpretation system, сокращенно DIS) выглядит следующим образом: 1) интерпретация по автоматизированному алгоритму (интерпретацию производит программа); 2) интерпретация по ручному алгоритму при выполнении процедур отчетности и планирования, которые выполняют бухгалтер и управляющий состав. Результат — «приборная панель», визуальное отражение аналитической информации за заданный промежуток времени. У бухгалтера это план счетов, у управляющего состава — система KPI (отслеживание результата с помощью ключевых показателей эффективности), система BCS (отслеживание стоимости с помощью сбалансированной системы показателей), система ежедневного расчета прибыли.

Завершающий этап. Создание системы управления знаниями.

Многие считают, что после того, как управленческий учет начинает снабжать управляющий состав аналитическими данными, задачу по внедрению управленческого учета можно считать завершенной. Однако обеспечение управляющего состава данными, необходимыми для принятия управленческих решений — это только 1/3 часть от того, функционала, которые способен решать управленческий учет. Помимо предоставления аналитических данных, управленческий учет может 1) систематизировать управленческие знания, описывающие каким образом управляющий состав может влиять на тот или иной показатель; 2) выявить факторы и ограничения, сдерживающие развитие предприятия. Дело в том, что после того, как у вас появилась система измерения результатов, вы можете в любой момент оценить эффективность тех или иных управленческих решений, понять, что работает, а что не стоит потраченных времени и денег, соотносить и соизмерять действия и полученный результат. Только после того, как управляющий состав поймет, как работает эта связь, и научится использовать ее, управленческий учет станет постоянным поставщиком информации по обновлению и повышению эффективности работы предприятия.

Поделиться

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Яндекс

6 комментариев: Управленческий учет: определение, внедрение, возможности

  • Ольга говорит:

    Добрый день.
    Спасибо за полезную информацию, очень актуально. Насколько понимаю, все дело в наиболее удасном сервисе решения управленческого и финансового учета. Подскажите удобный вариант, если можно, подходящий для малого бизнеса.
    Спасибо.

    • Dmitry говорит:

      Универсальных решений нет, только отраслевые. Например, та же 1С Управление торговлей для розничной торговли. Но собственникам малого бизнеса я всегда рекомендую разрабатывать управленческий учет с нуля — это позволит им лучше понять свой бизнес.

  • Ольга говорит:

    Спасибо за ответ. 1С для матерых бухгалтеров, как мне кажется.
    Разработать с нуля? А не дорого? Искала по и-нету, много чего нашла. Что можете сказать по готовых решениях? Типа ТоргСофт, Класс 365?

    • Dmitry говорит:

      В ряде случаев для малого бизнеса типа услуг хватает Excel. Разработка стоит недорого, порядка 100-200$. По готовым решениям сложно сказать, в одном бизнесе эти системы станут хорошо, в другом — нет. 1С — это не только бухгалтерская программа, модуль «Управление торговлей» охватывает весь цикл бизнес процессов розничного магазина. Более того, я убежден, что без программы такого типа выручка магазина свыше 15K$ в принципе не возможна. И у нее лучшее взаимодействие с бухгалтерией на текущий момент — многие данные можно выгружать автоматически. Необходимо понимать ваш бизнес, чтобы дать более точные рекомендации.

    • Dmitry говорит:

      А отвечать стараюсь всегда. Были бы комментарии )).

  • Андрей говорит:

    нашел хорошее описание вариантов внедрения системы учета http://www.finprosoft.ru/tip_project.shtml

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Облако меток
Подписка